Свой парень на селе
Torion – так зовутся колесные погрузчики, выпускаемые компаниями Claas и Liebherr совместно. Машины, хорошо зарекомендовавшие себя в строительной сфере, специально для сельхозбизнеса обзавелись несколькими новыми опциями.
Примерно три года назад компания Claas, инициировав сотрудничество с именитым производителем строительной техники Liebherr, расширила предложение своих машин включением в него колесного погрузчика. Torion сразу же прекрасно вписался в модельный ряд Claas: своими внешними формами он как будто намекал на некое родство с трактором модели Xerion – во всяком случае такое впечатление сложилось у нас при взгляде на предоставленный для испытаний Torion 1812. Данная модель на сегодняшний день остается наиболее популярной в серии колесных погрузчиков Claas, впрочем, как и самая малая Torion 535.
Все колесные погрузчики Claas конструктивно идентичны машинам Liebherr, за исключением нескольких моментов. Основное отличие – визуальное: цвет, в котором представлена версия для сельского хозяйства, полностью «клаасовский» – салатово-серая ливрея, диски колес выкрашены в красный. Насколько «парень со стройки» смог стать «своим парнем на селе», проверили мы на заготовке силоса из трав.
Мастер погрузочных работ
Самое важное в любом колесном погрузчике – подъемное устройство. Для двух самых мощных моделей Torion 1812 и 1914 (отличаются лишь двигателями) компания Claas предлагает два типа кинематики подъемного устройства. Машины, предусмотренные для аграрной сферы, производитель рекомендует брать с параллельным ходом стрелы (аграрной кинематикой). Альтернативно, конечно, можно рассмотреть приобретение погрузчика и с широко распространенной Z-образной кинематикой. И в том, и в другом случае подъемное устройство для комфортной работы оснащено системой демпфирования.
Одно из преимуществ кинематики с параллельным ходом стрелы как раз в том, что груз ведется параллельно по всей длине хода, второе – в высоком удерживающем усилии опрокидывания на всем рабочем диапазоне. Зато Z-образная кинематика несколько быстрее наверху и демонстрирует бóльшую прыть на загрузке силосной траншеи. Высокая скорость опрокидывания ковша при выполнении погрузочно-разгрузочных работ добавляет ей плюсов.
В линейке компании Claas для заказа доступен и вариант параллельной кинематики High-Lift (с большей высотой подъема). В сравнении со «стандартом» (высота подъема 4,08 м, высота выгрузки 2,85 м) максимальная высота подъема в точке опрокидывания ковша версии High-Lift достигает 4,64 м. Однако для заполнения силосной траншеи стандартный вариант подходит больше, так как тут можно спокойно работать с учетом опрокидывающей нагрузки, равной 12 800 кг. В случае High-Lift этот показатель существенно меньше.
Если погрузчик планируется использовать на погрузочно-разгрузочных работах с зерном и другими сыпучими грузами, то стоит приобрести ковш высокой выгрузки.
Раз уж мы обсуждаем характеристики силы и массы, то прямо тут скажем, что Torion 1812 весит 18,7 т. Машина тяжелая и относительно мощности двигателя, и в сравнении с основным своим конкурентом (он легче на 4 т). Но при заготовке и трамбовке силоса чем тяжелее, тем лучше.
Точки крепления рабочего инструмента совместимы с системой быстрой смены оборудования TPV SW. С помощью тумблера в кабине производится разблокировка инструмента, деблокируется и сигнализатор. Имеется специальное крепление для прямого агрегатирования инструментария.
Выбор размера ковша зависит, естественно, от насыпной массы материала, на погрузке-загрузке которого занят погрузчик. Однако ковш на 3 куб. м является общепринятым ориентиром для машин данного класса. В нашем случае на заготовке силоса работы велись специальными вилами для распределения измельченной массы трав шириной захвата 4,75 м (Bressel und Lade). Благодаря дополнительному контуру управления можно было плавно регулировать положение боковых секций захвата.
Управление осуществляется простым джойстиком, предоставляющим определенную свободу действий. Облегчает работу оператора и система автоматизации выполнения процессов Smart Loading. Например, можно установить автоматический возврат ковша с ограничением высот подъема и опускания – это сделает загрузку / разгрузку удобной. Или же для трамбовки силоса до въезда погрузчика на трамбуемую силосную массу можно запрограммировать оптимальный угол наклона и высоту проведения работ, а затем позволить машине двигаться на автомате.
Гидравлическая система привода рабочего оборудования погрузчика Torion 1812 оборудована чувствительным к нагрузке насосом производительностью 234 л / мин при рабочем давлении 350 бар.
Мощь удалая
Под откидывающимся с помощью электропривода капотом погрузчика Torion 1812 расположен четырехцилиндровый двигатель Liebherr D934 A7. При его рабочем объеме свыше 7 л на каждый цилиндр приходится почти 1,75 л. В погрузчике модели Torion 1914 объем каждого цилиндра достигает даже 2 л, что в настоящее время встречается крайне редко: конкуренты делают ставку на рядные шестицилиндровые двигатели с несколько меньшим рабочим объемом, но бóльшей мощностью (таблица, с. 85). Тем не менее нельзя недооценивать полную мощность Torion 1812, равную 195 л. с.: максимального крутящего момента 1215 Н•м мастер силосных работ достигает при очень низких оборотах двигателя – от 1150 до 1800 об / мин!
На заготовке силоса в нашем случае число оборотов редко превышало 1500 в минуту, хотя приходилось распределять довольно влажную растительную массу. Именно поэтому во время работы в кабине было тихо. В конце рабочего дня порадовал экономный расход топлива.
Для соответствия норме токсичности выхлопных газов Stage V погрузчик Torion имеет под капотом все необходимое: систему с катализатором окисления топлива, катализатор селективного восстановления и сажевые фильтры. Запас дизтоплива на борту – 280 л. На заготовке силоса этого должно хватить на день работ. Интервал техобслуживания двигателя Liebherr составляет 1000 моточасов или два года.
Как уже упоминалось, капот двигателя откидывается посредством электропривода. В откинутом положении его можно использовать в качестве площадки для техобслуживания. К двигателю открывается хороший доступ. Особенное расположение 7-литрового источника мощи – за задней осью – обеспечивает хороший противовес подъемному устройству. Поэтому не требуется дополнительных противовесов сзади.
Перед двигателем установлены радиаторы – получается, сразу за кабиной и непосредственно над задней осью. Слева воздух для охлаждения затягивается, направо отводится. При необходимости и для очистки вентилятор можно запустить на реверс – очень полезная функция в условиях работы с сухим материалом. В соответствии с установленным интервалом времени вентилятор может запускать данную функцию автоматически.
Если надо двинуть
Известная по зерно-и кормоуборочным комбайнам Claas система управления мощностью Dynamic Power имеется и на погрузчике Torion. А это значит, что двигатель запускается на полную мощность только тогда, когда в ней действительно есть необходимость, например если угол наклона, усилие на подъеме и скорость движения достигают определенных значений – до 6 км / ч (затем до 8 км / ч) и от 4 градусов. По данным компании Claas, данная система позволяет погрузчику увеличить тяговое усилие на 25 %. Что ж, не отрицаем, как только вилы захватывали огромный ворох измельченной травы с прицепа, мощность заметно увеличивалась – как раз в нужный момент.
Как и на других тракторах Claas, на Torion стоит бесступенчатая коробка передач с разветвленным потоком мощности Cmatic, представляющая собой комбинацию гидрообъемной и механической приводных ветвей. Передач или чего-то подобного коробка не имеет, но есть четыре диапазона, позволяющие ограничить максимальную скорость, например при заготовке силоса. Мы во втором диапазоне установили максимум 15 км / ч, в результате в силосной траншее фактическая скорость не превышала 12 км / ч.
При движении по дорогам погрузчик может развить скорость 40 км / ч – разрешение на использование Torion как самоходной машины в сельском или лесном хозяйстве у Claas имеется. Если же машина передвигается с максимальной скоростью 20 км / ч, то никаких дополнительных сертификатов не потребуется.
Карданный вал привода переднего моста погрузчика расположен по центру в шарнирном сочленении и хорошо защищен. Два цилиндра двойного действия позволяют машине «изгибаться» в обе стороны на 40 градусов.
Коробка передач и мосты с располагаемыми снаружи планетарными редукторами поставляются фирмой ZF. Передний мост отличается маятниковым ходом на 13 градусов на сторону.
В отличие от строительного образца сельскохозяйственный предлагается с совершенно иным комплектом колес. В предложении Claas наряду с широкими пневматическими шинами 750 / 65 R26 имеются высокопрофильные 32-дюймовые от Trelleborg. Правда, 650 / 75 R32 ýже, но, по данным компании Claas, они обеспечивают большее тяговое усилие при распределении сырья по траншее. Благодаря более высоким шинам машина становится выше примерно на 8 см, что влечет за собой и увеличение высоты подъема стрелы. Большеразмерными шинами оснащаются только погрузчики класса 20 тонн – 1812 и 1914.
Всё по‑простому
Первое, что бросается в глаза, как только поднимаешься в кабину, – нет ничего из знакомого по машинам бренда Claas, здесь сплошное царство Liebherr, а дизайну этой компании присущи простота и сдержанность.
Вход в кабину низковат, поскольку обшивка крыши сидит глубоко. Высота кабины 1,58 м. Боковую дверь можно отвести вперед и зафиксировать в данном положении. Отлично, что боковые окна с подвижными стеклами – это хорошо для доступа в кабину свежего воздуха и поддержания коммуникации с коллегами по работе на силосном поприще.
Обзор через заднее окно из-за высокого капота двигателя ограничен, но в зоне радиаторов капот довольно узкий, так что можно разглядеть задние углы корпуса машины. Кроме того, компания Claas в серийном исполнении устанавливает камеры заднего вида. А вот вид вперед на фронт работ просто супер: здесь водитель ощутит прелесть изогнутого лобового стекла и тонких стоек кабины.
Непосредственно в подлокотник интегрирована консоль управления. Машина настраивается главным образом через 7-дюймовый сенсорный дисплей на правой стойке трактора. Во время работы многое, конечно, не отрегулируешь, но в процессе эксплуатации отображаются основные технические параметры, а кроме них перенастраивать, как показала практика, особо ничего не приходится. Да, согласимся, данный дисплей – далеко не терминал собственного производства Claas, известный своей наглядностью, но для управления колесным погрузчиком такого более чем достаточно.
Поскольку у машины отсутствует подрессоривание, комфорт на водительском сиденье во время работы соответствующий. К сожалению, заказ сиденья возможен только с текстильной обивкой – кожи в предложении нет. Однако можно выбрать сиденье на пневмоподвеске. Не найдете в кабине также дополнительного кресла для помощника, на его вместо прекрасно встает большой холодильный бокс.
К опционально заказываемому оборудованию относятся автоматическая централизованная система смазки и джойстик вместо рулевого колеса. Правда, сей девайс, по информации представителей Claas, не пользуется популярностью, поскольку для движения по дорогам со скоростью свыше 8 км / ч необходимо обычное рулевое колесо.
Наше заключение
Чтобы расширить свое предложение самоходной сельхозтехники колесными погрузчиками, компания Claas связала себя узами сотрудничества с фирмой Liebherr и получила в ее лице мощного партнера.
Двигатель «колёсника» Torion отличается экономичностью, его параметры гармонируют с коробкой передач производства ZF. Наличие функции Dynamic Power позволяет парням-тяжеловесам Torion получать бóльшую тяговую мощность тогда, когда это действительно необходимо.
Хорошо подобраны большеразмерные шины, великолепно справляющиеся с передачей тягового усилия на почву. Большая масса машины отлично подходит для работ на трамбовке силоса.