Адрес:

г. Воронеж, пл. Ленина, д. 12

E-mail:

info@vrnikc.ru

Главная Статьи АПК Ход «гусеницей». Специфика колёсных и гусеничных тракторов

Ход «гусеницей». Специфика колёсных и гусеничных тракторов

 

Большинство современных производителей тракторов предлагают сегодня как гусеничные, так и колёсные модели. У тех и у других агрегатов свои преимущества и недостатки. Но несмотря на то, что колёсная техника привычнее, гусеничные тракторы набирают всё большую популярность. Выбирая трактор (гусеничный или колёсный), прежде всего, необходимо отталкиваться от задач, ради которых он приобретается, не забывая при этом про такие факторы, как универсальность, удобство применения, простота ремонта и технического обслуживания, условия эксплуатации, стоимость техники и расход топлива. О тонкостях выбора колёсных и гусеничных тракторов журналу «Агротехника и технологии» рассказывают эксперты и участники рынка

«Статистика вещь неумолимая, и она показывает, что спрос на гусеничные тракторы начиная с 2014 года ежегодно снижался примерно в два раза вплоть до 2017-го», — приводит данные Иван Моржаков, менеджер по продукту тракторы Fendt. Он объясняет это рядом экономических и технологических причин. По словам специалиста, с экономической точки зрения падение спроса на иностранные гусеничные тракторы обусловлено ростом курса валют, вследствие чего эта техника поднялась в цене. «Если раньше аграрии покупали гусеничный трактор просто потому, что хотели и могли себе это позволить, то с ростом курса валют объект для инвестиций стали выбирать тщательнее», — поясняет Моржаков.

С технологической точки зрения уменьшение интереса к «гусеницам» объясняется появлением агрегатируемых орудий небольшой ширины, способных выполнять работы на больших скоростях. «А стало быть, чтобы получить максимальную производительность, вовсе не обязательно брать высокомощную «гусянку» и прицеплять к ней широкий агрегат. Можно купить мощный колёсный трактор, «зацепить» новое технологичное орудие и получить почти ту же производительность», — говорит специалист. К тому же, добавляет Иван Моржаков, сейчас доступен широкий выбор орудий российского производства с хорошим качеством и более чем достойной ценой именно под тракторы 300-400 л. с. Широкозахватные же орудия, наоборот, дорожают. «Впрочем, это не означает, что сегмент гусеничных тракторов умирает, — замечает специалист. — Просто теперь к покупке подобных тракторов подходят более тщательно, учитывая условия работы, желаемый результат, орудия и много разных деталей и нюансов».

Как рассказал специалист по обучению компании John Deere Анатолий Линевский, в настоящее время гусеничные тракторы составляют 5-15% от общего количества тракторов в своём сегменте мощности. «Колёсные тракторы универсальнее гусеничных, проще, дешевле в приобретении и эксплуатации. Этим и объясняется их популярность», — объясняет он.

Менеджер по тракторам высокой мощности CNH Industrial Алексей Савинов соглашается с коллегой. «Аграрии предпочитают колёса, потому что они наиболее универсальны», — говорит он. Однако, выбор, прежде всего, зависит от мощности трактора и его применения, подчёркивает специалист. Например, для междурядной обработки, транспортных работ, а также кормозаготовки колёса незаменимы. Но для тяжёлых работ с широкозахватными почвообрабатывающими или посевными агрегатами «гусеницы» более эффективны, уверен Савинов. Специалист отмечает, что по стоимости «гусеницы» дороже, однако при правильной эксплуатации их эффективность выше. Таким образом, при условии правильной эксплуатации срок службы «гусениц» сравним с колёсами.

«Действительно, сегодня аграрии отдают предпочтение колёсным тракторам, так как они более универсальные (могут передвигаться как по полям, так и по дорогам) и стоят дешевле», — подтверждает Олег Стецюк, управляющий товарной группой по тракторам компании Ростсельмаш, добавляя, что в сравнении с колёсными моделями гусеничный трактор той же мощности может стоить на $100 тыс. дороже.

Как отмечает специалист, гусеничные тракторы выбирают те, кто озабочен бережным отношением к почве, поскольку давление на почву по сравнению, например, с одинарными колёсами, у «гусениц» в три раза меньше за счёт распределения массы равномерно по всей длине гусеницы. «Если давление на почву трактора с одинарными колесами составляет 1200 грамм/см², то для гусеничных моделей трактора этот показатель достигает 450 грамм/ см²», — сравнивает Стецюк.

По наблюдениям Василия Бадьи, менеджера по продуктам CLAAS, главное, на что ориентируются аграрии при выборе трактора, — это перечень работ, на которых будет задействована машина. И здесь, по его словам, один из основных запросов — универсальность. «Даже крупные хозяйства, которым нужны как тракторы малой (от 80 л. с.), так и большой мощности (до 600 л. с. и больше), и которые могут себе позволить наличие в парке всех типов машин, будут стремиться к тому, чтобы основной костяк техники мог задействоваться на широком фронте работ», — отмечает специалист.

В этом плане колёсные тракторы любой мощности более универсальны, чем гусеничные, поскольку последние не могут использоваться на транспортных работах из-за более низкой скорости передвижения и не способны перемещаться по дорогам общего пользования.

«Также на выборе фермеров сказывается ценовой фактор, — добавляет Василий Бадья. — При прочих равных условиях гусеничные тракторы дороже. Поэтому в целом предложение колёсных тракторов на рынке сегодня более широкое». Гусеничные машины, по его мнению, — это, скорее, специализированная техника, которая лучше всего подходит для определённых условий эксплуатации, например, для работ на переувлажнённых или тяжёлых почвах.

Всё познается в сравнении

Как уже было сказано, «гусеницы» обеспечивают большее пятно контакта с почвой, а, стало быть, оказывают на неё меньшее давление. Однако помимо этого, «гусеницы» обладают ещё такими преимуществами, как высокие тяговые характеристики и высокая флотация, что позволяет выходить в поле ранней весной, говорит Алексей Савинов.

Впрочем, по его словам, они уступают колёсам по многим другим параметрам. «Колёса более маневренны и обеспечивают лучший радиус поворота, — объясняет он. — К тому же, они более универсальны и пригодны для более широкого спектра работ, начиная от транспортных и заканчивая тяжёлыми тяговыми». При этом, подчёркивает Савинов, колёса не нуждаются в приработке. Гусеницы же, напротив, требуют приработки, и чем правильнее и тщательнее она будет произведена, тем выше будет срок их службы.

«Колёса подходят для работы на разных по­верхностях: от асфальта до песчаных или глинистых почв. Резиноармированные «гусеницы» же подвергаются повышенному износу при эксплуатации на асфальте», — продолжает сравнение специалист CNH Industrial, добавляя, что современные шины сверхнизкого давления, например, с технологией VF, имеют тяговые характеристики, приближающиеся к «гусеницам».

Сделать выбор в пользу колёс или «гусениц», по мнению Алексея Савинова, очень просто. «Гусеницы» идеальны при работе по влажной почве ранней весной, с тяжёлыми глубокорыхлителями, широкозахватными культиваторами, комбинированными орудиями и посевными комплексами», — говорит он. Во всех остальных случаях специалист рекомендует выбирать колёса.

В свою очередь Иван Моржаков замечает, что сегодня к выбору гусеничных тракторов в хозяйствах подходят более тщательно. «Гусеничный трактор — это трактор в первую очередь тяговый. То есть он должен работать в поле по максимуму, а значит, важно, чтобы перегоны этой техники были минимальны», — объясняет специалист.

В связи с этим он советует хозяйствам, эксплуатирующим гусеничный трактор, затрачивать максимум 10% времени работы машины на перегоны, а всё остальное — исключительно на полевые работы. «На переездах любой гусеничный трактор чувствует себя гораздо менее комфортно, чем в поле. «Гусеницы» греются, из-за чего каждые 20-30 минут нужно останавливаться, чтобы дать им остыть, а так далеко не уедешь. Помимо этого, на перегонах идёт повышенный износ “гусениц”», — обращает внимание Моржаков.

Но и в поле, продолжает он, желательно хотя бы 30% времени использовать «гусеницу» именно на тяжёлых работах. «Ведь это высокоэффективный трактор с пробуксовкой всего 3-4%, и чтобы получать максимальную отдачу, его нужно как можно больше загружать», — объясняет специалист.

Если перечисленное выше не выполняется, стоит задуматься о приобретении колёсного трактора, говорит Моржаков. К тому же технологии сейчас шагнули далеко вперед, и колёсный трактор порой может обыграть гусеничный даже «на его поле», замечает специалист. В частности, появились высокомощные колёсные тракторы, которые благодаря таким используемым технологиям, как бесступенчатая трансмиссия с автоматическим распределением момента между мостами, полностью необслуживаемая подвеска переднего моста, а также за счёт широких шин, работающих с пониженным давлением, отлично проявляет себя даже в самых тяжёлых условиях.

Если же говорить о преимуществах гусеничных тракторов, то Иван Моржаков, как и его коллеги, отмечает минимальную пробуксовку (которая способствует повышению эффективности), большую площадь пятна контакта (благодаря чему меньше уплотняется почва), а также хорошее тяговое усилие. Кроме того, у «гусениц» проще движители (а стало быть, не нужно настраивать давление) и не случается боковых проколов, добавляет он.

Тем не менее специалист призывает внимательно следить за состоянием гусеничных тракторов (особенно это касается «гусениц» с жёстким приводом) и научиться умело управлять ими. В противном случае гусеничный трактор может оставить гребни на поле. К тому же, владение такой машиной обойдется дороже, если её не используют по максимуму, замечает он. Но при этом важно не забывать, что трактор не работает сам по себе. «Конечно, гусеничный трактор может раньше выйти в поле и более эффективно работать в очень тяжёлых условиях (например, на рисовых чеках), но тут нужно помнить и об орудиях, которым тоже придётся работать в таких условиях, что не всегда для них возможно», — обращает внимание Моржаков.

Анатолий Линевский, говоря о технических преимуществах «гусениц», также обращает внимание на большое пятно контакта таких машин (что меньше уплотняет почву) и возможность развивать большую тягу по сравнению с колёсными. Иными словами, поскольку гусеничный трактор способен работать с более тяжёлыми орудиями и раньше выходить в поле, то он потенциально может стать причиной увеличения урожайности, рассуждает специалист.

По его мнению, выбирая между «гусеницами» и колёсами, нужно определить, сможет ли гусеничный трактор заработать денег больше, чем колёсный. А для этого, как подчеркивает Линевкий, необходимо учитывать буквально всё. «Важно, какая технология у фермера, в каком он регионе, какие культуры выращивает, какая у него средняя урожайность, какое оборудование он использует и как сможет интегрировать гусеничную машину в свой технологический процесс», — поясняет специалист John Deere.

Также, по его словам, при нулевой обработке почвы (no-till) или использовании постоянной технологической колеи (CTF) проще ощутить преимущество «гусениц», ведь при работе по этим технологиям нередко происходит уплотнение почвы. «Также, если у клиента получится реализовать более ранний выход в поле, получив экономический эффект, то это может склонить выбор агрария в пользу гусениц», — добавляет Анатолий Линевский.

Сравнивая «гусеницы» и колёса, он приводит следующее сопоставление: если колёсный трактор можно сравнить со швейцарским ножом, способным делать практически что угодно, то гусеничный трактор — это просто нож из лучшей стали, который не может похвастаться «штопором или открывашкой», но при должном обслуживании и применении оправдывает свою большую, по сравнению с колёсным трактором, стоимость. А срок окупаемости зависит только от того, как его эксплуатируют и для чего взяли.

«Гусеничный трактор предназначен для работы в поле, и поскольку он меньше давит на почву, помогая избежать переуплотнения, с годами урожайность в хозяйстве, где эксплуатируют такую машину, будет только расти», — не сомневается Олег Стецюк.

Помимо этого, специалист отмечает и высокую производительность «гусениц». Гусеничные тракторы при той же мощности, что и колёсные, на тяговом крюке могут тянуть за собой орудия, которые на 10-15% тяжелее, а также работать в экономичных режимах (с меньшим расходом топлива и загрузкой двигателя), благодаря эффективному сцеплению с почвой и минимальной пробуксовке, которая в среднем составляет 2%, тогда как на колёсном тракторе может достигать 15%, подчёркивает Стецюк.

Как и Анатолий Линевский, он особенно рекомендует гусеничный трактор тем, кто использует технологию нулевой обработки: поскольку поля не рыхлят, заезд на поля любой техники чреват снижением урожайности из-за давления на почву.

Действительно, главное преимущество гусеничных тракторов — увеличенное пятно контакта при меньших габаритах. Это обеспечивает данному типу машин повышенную проходимость, согласен Василий Бадья. Однако, при этом он делает оговорку: поскольку гусеничный трактор имеет больший вес по сравнению с колёсным, говорить с уверенностью о меньшем давлении движетеля на почву не совсем корректно.

По мнению Василия Бадьи, для выяснения истины необходимо проводить конкретные расчёты. «Скажем, машина без балластов мощностью 500 л. с. на «гусенице» весит около 25 т, что в полтора раза тяжелее аналогичного колёсного трактора. А это, соответственно, отражается не только на оказываемом давлении на почву, но и на расходе топлива — немаловажном показателе при подсчёте себестоимости сельхозработ», — замечает он.

По словам специалиста, сегодня хорошую альтернативу гусеничным тракторам составляют средние и мощные тракторы, на которые устанавливаются сдвоенные комплекты колёс. Такие решения сегодня предлагают многие производители сельхозтехники. При правильной балластировке и отрегулированном давлении в шинах таких тракторов обеспечивается столь же эффективное тяговое усилие, что и у гусеничных машин, а также сохраняется бережное отношение к почве, говорит Василий Бадья.

«Что касается соотношения цены и качества, то это, скорее, вопрос к машинам конкретных брендов, а не к типу трактора, — полагает он. — Хотя, на мой взгляд, с учётом таких факторов, как универсальность и спектр возможных направлений использования, тракторы на гусеничном ходу сегодня переоценены. Возможно, это и является основной причиной того, что колёсные машины пользуются большей популярностью у аграриев».

Новые решения

Сегодня на рынке представлены четыре крупных производителя гусеничных тракторов: Ростсельмаш, Case, Fendt (бывший Challenger), John Deere. Говоря о последних значимых новинках рынка, Олег Стецюк отмечает появление четырёхгусеничного классического трактора от компании John Deere. «Раньше были только полугусеницы на заднем мосту трактора, теперь их добавили на передний мост», — поясняет он. Кроме того, недавно Ростсельмаш презентовал на «Агросалоне» новую модель гусеничного трактора серии 3000 DT, которая будет дешевле импортных аналогов, занимающих большую часть российского рынка, в среднем на 20-25%. При нынешнем курсе валют цена импортных аналогов может достигать 40 млн руб., сравнивает Олег Стацюк. Благодаря же новому предложению от Ростсельмаш доля гусеничных тракторов на российском рынке будет расти, надеется он.

Как рассказал Стацюк, RSM 3000 DT — мощные тракторы, предназначенные для энергоёмких операций. Их серийное производство стартует в январе 2021 года и будет представлено тремя моделями в 492, 542 и 583 л. с. — RSM 3485, 3535, 3575. Таким образом, Ростсельмаш станет единственным производителем в РФ и СНГ гусеничных тракторов мощностью от 490 л. с. и выше, а модель 3575 DT будет самым мощным гусеничным трактором в России.

При этом специалист обращает внимание на практическое отсутствие в модельном ряду производителей надёжных и функциональных гусеничных тракторов мощностью от 100 до 300 л. с. «Это негативно сказывается на рынке и уровне спроса на “гусеницы”», — уверен Олег Стецюк. Упомянутый им трактор John Deere 8RX появился на мировом рынке в 2020 году. В Россию эти машины прибудут в начале 2021 года, хотя единственный демонстрационный трактор 8RX 410 уже нашёл своего владельца.

По словам Анатолия Линевского, 8RX — это первый трактор классической компоновки (не шарнирно-сочленённый) на 4-х гусеницах в сегменте 300-400 л. с. «Вы можете возразить и сказать, что уже видели такие машины, но действительно ли это так? Ни для кого не секрет, что существующий колёсный трактор можно переоборудовать под «гусеницы», но у такого решения будут свои недостатки: срок службы, комфорт, развесовка. Между тем, ходовая часть 8RX построена с нуля именно для того, чтобы решить эти проблемы», — утверждает Анатолий Линевский.

По словам специалиста, доустановка гусениц на колёсный трактор и полугусечный-полуколёсный трактор — больная тема всех «экономичных решений». Такая машина не тянет как настоящий гусеничный трактор и не обеспечивает развесовку 50/50, которая, в свою очередь, необходима, чтобы максимально рано выйти в поле и минимизировать давление на почву. Тогда как у 8RX — 52/48 распределение веса в статике и в динамике 50/50. Кроме того, несмотря на довольно приличный вес машины (20 тонн) давление на почву благодаря большому пятну контакта (4,57 кв м) довольно небольшое и составляет всего 0,43 кг на 1 см².

Согласно независимым испытаниям производителя гусеничных систем Camso, на которые ссылается Анатолий Линевский, при переводе техники на гусеничный ход можно рассчитывать на дополнительное увеличение урожайности на 7% на кукурузе (на других культурах — от 5 до 20%). «Поэтому в зависимости от культуры и площади, на которой будет работать этот трактор, окупаемость “четырёхгусеничного удорожания” может составить всего пару лет, при кратно большем сроке службы машины», — заключает он.

О важности бережного отношения к почве говорит и Иван Моржаков. Специалист отмечает, что, конечно, важными частями любого трактора являются двигатель, трансмиссия, мосты и т. п., однако, гусеничный трактор на то и гусеничный, что основное внимание при его разработке, уделяется именно движителю и его конструкции. По его словам, клиент, покупая гусеничный трактор, в первую очередь ждёт от такой машины минимального давления на почву и максимальной проходимости. Поэтому основные технические решения сегодня нацелены на улучшения передачи мощности на землю. «По самому модулю много внимания уделяется системам подвески — поперечной балки и опорных катков. Это важно, чтобы трактор мог точно отрабатывать неровности рельефа поля и всегда сохранять пятно контакта постоянным, тем самым сохраняя тягу и минимизируя уплотнение», — делится Моржаков.

К слову, Fendt предлагает оба этих решения на тракторах гусеничной серии. А для старшего брата, нового поколения 1100 Vario MT доступна подвеска поперечной балки с автоматическим выравниванием шасси трактора, что позволит сохранять развесовку трактора в постоянно меняющихся полевых условиях — это, по словам представителя компании, одно их самых современных технических решений.

В свою очередь, компания CNH Industrial ведёт разработки новых гусеничных модулей с индивидуальной подвеской каждого ролика для постоянного контакта с почвой и высоких тяговых характеристик.

Две главные тенденции, которые наблюдает на рынке в последние годы Василий Бадья из компании CLAAS, — это всё более широкое использование на тракторах навигационного оборудования и систем помощи механизатору, в том числе, самообучающихся. В качестве примера он приводит мощные тракторы CLAAS AXION и XERION, которые оснащаются навигационными системами уже в базовой комплектации. «Дело в том, что широкозахватные орудия без точного автоматического ведения просто не смогут быть по-настоящему эффективными, их потенциал не будет реализован в полной мере», — поясняет Василий Бадья.

Навигационное оборудование позволяет при любых работах исключить повторную обработку одних и тех же участков полей и наличие необработанных, а это выражается в экономии топлива, времени, удобрений, средств защиты растений и посевного материала, напоминает специалист. «Особенно актуально применение навигации при посевных работах, поскольку они и являются самыми затратными. Если раньше использовались сеялки до 10 м шириной, то сейчас на рынке всё большее распространение получают орудия шириной 12-15 м. А стало быть, уже нужны не только мощные, но и умные машины, которые способны не только «тянуть» орудие, но и экономно расходовать дорогостоящий посевной материал», — подчёркивает Василий Бадья.

За рубежом, по его словам, всё большее распространение приобретают уникальные решения помощи механизатору, такие как система CEMOS. Суть её работы, как объяснил специалист, заключается в следующем. В бортовой терминал трактора задаются все исходные условия работы: уровень влажности и тип почвы, глубина обработки и даже маркировка установленных на тракторе шин. На основании этих данных система даёт рекомендации по настройке трактора: балластировке, давлению в шинах и т. п. Оператор либо принимает их, либо вводит свои фактические значения. В последнем случае, как говорит Василий Бадья, система может провести перерасчёт и предложить другие варианты оптимизации по балластировке или давлению в шинах. «В ходе выполняемых работ с учётом получаемых результатов в любой момент времени механизатор может вновь запросить помощь системы CLAAS CEMOS и скорректировать те или иные настройки. Благодаря этому не только повышается эффективность работы машины, но и возрастает компетентность механизатора: он приобретает знания и опыт эксплуатации трактора в разных условиях, глубже начинает понимать взаимосвязи различных настроек машины и их влияние на производительность», — заключает Василий Бадья. Специалист уверен, что в скором времени эти технологи придут и на российский рынок.

Источник

Обращения граждан