Адрес:

г. Воронеж, пл. Ленина, д. 12

E-mail:

info@vrnikc.ru

Главная Статьи АПК Агроэкспорт: рекордный результат

Агроэкспорт: рекордный результат

В прошедшем году достигнут абсолютный рекорд регионального агроэкспорта в стоимостном выражении

По предварительным данным, он превысил 560 миллионов долларов (предыдущее достижение в размере 540,9 миллионов датировано 2018-м годом). В сравнении с 2020 г. прирост составил более 10 процентов. В марте показатель еще вырастет, когда станут известны окончательные данные по объемам торговли со странами ЕАЭС, но и это достойный результат.

Справедливости ради, физические объемы экспорта все же упали почти на четверть, причем практически по всем товарам из числа 25-ти ключевых, которые обеспечивают 98 % итогового объема. Рост тоннажа отмечается только по маргарину, говядине и солоду.

Ключевой товарной группой, обеспечившей положительную динамику, стала масложировая. Ее доля в итоговом показателе составила почти 40 %, а доля ключевого товара-лидера агроэкспорта (подсолнечного масла) – 22,5 %.

Рост по отдельным позициям группы к уровню 2020 года впечатляет:

  • масло подсолнечное — на четверть – до 126 млн;
  • маргарин – в 3 раза – до 39 млн;
  • жмыхи – на треть – до 34 млн;
  • масло рапсовое – на четверть – до 15 млн.

Показатель прошлого года также перекрыт по группе прочей продукции, что обеспечено, в первую очередь, продолжающимся ростом экспорта дрожжей (22 млн – треть всей группы).

Конечно, наибольший прирост в относительном выражении – в мясомолочной группе (сотни процентов). Безоговорочный драйвер роста –говядина.

Причина очевидна. Безусловный лидер регионального рынка ООО «Заречное», которое реализовало несколько очередей инвестпроекта по развитию мясного животноводства, активно развивает стратегию по выходу на внешние рынки. Итогом этой работы стали заключенный долгосрочный контракт на поставку продукции в Китай. В результате экспорт говядины превысил 17,5 млн долларов, а это почти 10 % от общероссийского объема экспорта этой продукции.

Также в этой группе активно прирастают все молочные продукты – сыры и творог, масло сливочное, молоко. Но отдельного упоминания заслуживают сухие молочные продукты, в первую очередь, пермеат. В стоимостном выражении экспорт вырос практически с нулевой отметки в несколько раз и в итоге превысил полмиллиона долларов.

В готовой продукции разнонаправленные тенденции. В целом по группе экспорт сократился на 10 %. Здесь, конечно, повлияли введенные ограничения на экспорт сахара, а также предпринятые меры по регулированию внутреннего рынка – в результате экспорт товара, который в 2020 году составлял 2/3 итогов объема, сократился на четверть. Выпадающий объем заместили продукты глубокой переработки (рост в 1,5 раза до 20 млн долл.), кондитерские изделия (на 16 % до 12 млн долл.) и прочие изделия (рост на 20 % до 12 млн долл).

Введенные ограничения оказали существенное влияние на динамику еще одной группы – зерновых культур.

С одной стороны – год был непростой для внешних поставок с точки зрения вводимых пошлин, квот и ограничений. В первой половине года существенное влияние оказывали введенные квоты. Трейдеры попросту не успели приспособиться к новым правилам игры и на какое-то время рынок затих.

Так, если в первом квартале экспорт по этой группе превысил 45 млн долл. США, то за весь второй квартал он составил 5 млн долл. Рынок существенно оживился только после запуска со второго июня механизма зернового демпфера (т.н. «плавающей пошлины», когда размер зависит от разницы, которая складывается между базовой ценой и ценой, которая реально установлена рынком).

В результате во втором полугодии к 50 млн долл. добавился практически вдвое больший объем (86 млн долл), что позволило выправить ситуацию и обеспечило второе место среди ключевых групп после масложировой.

По всем трем приоритетным для себя группам (масложировая, зерновые и готовая продукция) регион входит в топ-10 среди субъектов РФ.

Экспорт региона диверсифицирован и это — главное. За три года реализации регионального проекта «Экспорт продукции АПК» существенно изменена структура агроэкспорта региона, в экспортную корзину добавлены новые товары, на новые рынки выведены региональные предприятия. Доля зерновых сократилась в 2,5 раза – с 65 % до 27 %, при этом доля продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе, и мясомолочной группы, напротив, существенно выросла.

Достижение таких высоких показателей стало возможным, благодаря системной работе предприятий-экспортеров совместно с органами власти по стимулированию агроэкспорта.

Вот лишь топ-10 ключевых событий в сфере экспорта в 2021 году, сгруппированные по блокам.

Выход на новые рынки

В 2020 году группа компаний «Молвест» приняла стратегическое решение о развитии экспорта, был создан отдел по внешнеэкономической деятельности и начаты первые поставки за рубеж витаминно-травяной муки, сухих молочных ингредиентов и цельномолочной продукции.

В результате в 2021 году уже в феврале была отправлена первая партия сухих ингредиентов для Китая с Калачеевского филиала холдинга, также в течение года осуществлены первые поставки витаминно-травяной муки из люцерны в Иран и ОАЭ.

Общий объем экспорта компании за 11 месяцев 2021 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2020 года почти в 4 раза до 1,5 тыс. тонн.

Кондитерский Комбинат «Сажинский» продолжил активное развитие географии продаж в Азии, Европе, странах Латинской Америки, Африке – налажены надежные отношения с партнерами из Китая, Эстонии, Германии, США, Канады, Израиля, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Белоруссии.

В портфеле предприятия ряд контрактов на выпуск собственных торговых марок (СТМ) для ретейла, что является показателем высокого профессионализма компании и качества выпускаемых изделий.

В апреле в рамках Международной выставки TransRussia состоялось торжественное подписание Меморандума о сотрудничестве в области мультимодальных контейнерных перевозок грузов между Группой компаний «Благо», ПАО ТрансКонтейнер и ООО «Европак».

Соглашение фиксирует особые условия сотрудничества между компаниями, направленные на совместное заблаговременное планирование и формирование специальных тарифов.

По словам заместителя генерального директора ГК «Благо» Дмитрия Фосмана, поддержка ПАО «ТрансКонтейнер» и ООО «Европак» позволит компании увеличить объем отгрузок продукции прежде всего в Китай, являющийся стратегическим для экспорта холдинга.

Холдинг является стратегическим партнером региона в деле наращивания экспорта продукции АПК, с правительством региона заключено соглашение о сотрудничестве.

В декабре 2021 года с железнодорожной станции «Придача» в Тяньцзинь через сухопутный погранпереход «Забайкальск/Маньчжурия» был отправлен первый в России ускоренный контейнерный поезд. В составе поезда – 82 контейнера с растительным маслом во «флекситанках Европак».

В 2021 году холдинг проделал серьёзную работу по развитию экспорта, в том числе повысил эффективность логистики поставок. Значительная часть продукции поставляется в Китай. Ранее большая часть наших отгрузок из Воронежской области в эту страну осуществлялась танкерами через Новороссийский морской порт. Длительность для морского пути составляет около 60 дней, а по сухопутному – 25-30. Такое существенное снижение сроков, безусловно, делает холдинг более привлекательным поставщиком и позволяет рассчитывать на существенный рост объема экспорта с территории региона.

Новые методы презентации экспортного потенциала

Компании Воронежской области активно используют предлагаемые на федеральном уровне меры поддержки по продвижению экспортного потенциала через участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

  1. Выставочные павильоны

Российский экспортный центр реализует программу по созданию постоянно действующих дегустационно-демонстрационных павильонов российских продуктов питания в иностранных государствах, что дает право на бесплатное использоание инфраструктуры павильонов, помощь в проведении промо-акций, поиск потенциальных покупателей.

Открыто 4 павильона в Китае, ОАЭ, Вьетнаме и Египте, а предприятия региона представлены в трех из них:

Холдинг «Объединенные кондитеры», в состав которого входит Воронежская кондитерская фабрика, размещает продукцию во Вьетнаме и ОАЭ.

Благодаря современным технологиям и качеству ингредиентов, продукция фабрики имеет большой успех далеко за пределами области и страны. Большим спросом пользуются конфеты «Воронежские», «Песни Кольцова», «Кремона», печенье «Особое», карамель «Супер молочная» и многие другие. Оптимальное соотношение цены и качества — несомненное преимущество продукции фабрики.

Также для презентации продукции в Эмиратах и Египте отобран ПАО «Молочный комбинат «Воронежский», который под торговыми марками «Вкуснотеево» и «Молвест» представляет в павильонах сливочное масло, сывороточный пермеат и концентрат сывороточных белков КСБ-80.

  1. Выставки

Также предприятия холдинга «Молвест» приняли активное участие в составе объединенной делегации страны в международных выставках «Gulfood 2021» (февраль) и Food Africa 2021 (декабрь).

Основной интерес дистрибьюторы проявили к сухим молочным ингредиентам. Компании хорошо знакомы с этой продукцией и закупают ее у наших коллег из Восточной Европы и Белоруссии. Пермеат и концентрат сывороточного белка сегодня широко используются при производстве фитнес-питания, в молочной и кондитерской промышленности, а также в популярных сейчас функциональных продуктах. Кроме того, у нас на сухие молочные ингредиенты есть сертификаты «Халяль», что является важным критерием для мусульманских стран.

Представители группы ЭкоНива приняли участие в международной многоотраслевой бизнес-миссии российских экспортно-ориентированных компаний, которая прошла в ноябре в Киргизии. В ходе выставки презентован опыт компании в производстве семеноводческой продукции и селекционные достижения в работе с крупным рогатым скотом.

В октябре в Кёльне состоялась международная выставка готовых продуктов питания и напитков «Anuga-2021». Ее посетило более 70 000 посетителей из 169 стран мира.

ГК «Благо» впервые представила свою продукцию на этой международной выставке, приняв участие в составе коллективного стенда российских компаний от «Российского экспортного центра». Продукция компании уже продается в Германии, как и в десятке других европейских стран, но участие в таком масштабном мероприятии позволит найти новые рынки и клиентов.

Специалисты компании провели переговоры с трейдерами, работающими со странами Африки: Мавританией и Ливией, а также представителями компаний из стран Ближнего Востока.

Кроме того, посетители выставки, в том числе, несколько компаний из Израиля, проявили большую заинтересованность в покупке рапсового масла. ГК «Благо» уже поставляет свою продукцию в эту страну, и ряд заводов сертифицированы для производства кошерной продукции. Компания рассчитывает, что сумма этих факторов послужит росту объема поставок уже в ближайшем будущем.

  1. Сертификация продукции

Говоря о сертификации отдельных видов продукции под требования отдельных специфических рынков, стоит отметить активную деятельность компаний в этом направлении.

Холдинг «Эконива» планирует выйти на рынок Ближнего Востока с халяльными продуктами. Наиболее часто это понятие используется для обозначения правильно приготовленной пищи. Будет проведен аудит производственных процессов на предприятии на соответствие исламским канонам.

По экспертным прогнозам, к 2025 году доля продуктов питания «Халяль» будет составлять не менее 20% от всей произведенной в мире продукции, а к 2030 году может достичь 25 %.

Пилотной площадкой планируется сделать комплекс в Аннинском районе Воронежской области, где выпускают молоко, сливки, сливочное масло и мороженое.

«ЭкоНива» видит огромный потенциал в развитии экспортного направления. С одной стороны, это дает дополнительную защиту от валютных колебаний и волатильности на рынке сырого молока, с другой – открывает новые рынки сбыта. Одно из таких перспективных направлений – страны Ближнего Востока.

Группа компаний «Заречное» уже переживает бум запросов на продукцию «халяль».

Мясной кластер компании достоверно подтвержден на соответствие стандартам халяль. Организован строгий контроль производства по нормам шариата, компания следует всем требованиям к выращиванию и откорму скота, к убою животных, к порядку организации переработки, к производственным помещениям, маркировке и упаковке.

Меры государственной поддержки

Такая активность компаний активно стимулируется не только организационно-консультационными, но и финансовыми мерами поддержки, в том числе региональными.

В Воронежской области разработан целый ряд мер, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий, развивающих поставки за рубеж. Три года назад по поручению губернатора Воронежской области Александра Гусева утверждена областная программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Её важной частью стало предоставление сельскохозяйственным организациям субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам. Их производители получают на реконструкцию уже действующих, а также создание новых предприятий по переработке продукции растениеводства и животноводства.

Кроме того, в рамках этой же программы уже два года осуществляется целевая поддержка предприятий, ориентированных на экспорт – им возмещается до 20 % затрат на приобретение оборудования. Объем экспортной выручки предприятий-получателей поддержки в 2021 году превысил 1,5 млрд рублей (18,8 млн долл.), в том числе прирост 2021 г. по отношению к 2020 г. – 820,3 млн рублей (10,3 млн долл.).

Положительный опыт был отмечен Минсельхозом России и включен в лучшие практики поддержки экспортеров. Презентация подходов региона была проведена на организованном Министерством круглом столе в августе 2021 года, где отдельный блок был посвящен прогрессивному опыту региону.

Воронежская область презентовала не только субсдирование затрат, но и функционирующий в социальных сетях с конца 2020 года Портал об агроэкспорте региона.

Данный канал связи позволяет оперативно информировать об изменениях в законодательстве и требованиях к получателям субсидий, а также позволяет системно рассказывать об «историях успеха» предприятий и достижениях региона в реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Иван Подгорнов, начальник отдела инвестиционного планирования и сопровождения проектов

Обращения граждан