«Оптимизация экологического состояния базовых компонентов черноземных агроэкосистем ЦЧР в условиях повышенной антропогенной нагрузки»

Проведен системный анализ основных экологических рисков и регионально-типологических особенностей функционирования базовых компонентов придорожных черноземных агроэкосистем с разработкой модели и рекомендаций по минимизации рисков при использовании интенсивных технологий выращивания подсолнечника и сахарной свеклы. Комплексный анализ ресурсного экологического потенциала и биологической продуктивности базовых компонентов придорожных черноземных агроэкосистем ЦЧР в условиях повышенной антропогенной нагрузки позволил выявить основные закономерности разнонаправленной сезонной динамики подвижных форм токсикантов (тяжелых металлов) в верхних почвенных горизонтах и их содержания в различных частях выращиваемых растений. В результате исследований произведено экологическое обоснование рационального размера придорожной полосы автодорог III- IV категории.

Цель проекта состоит в проведении комплексных агроэкологических исследований базовых компонентов придорожных черноземных агроэкосистем ЦЧР в условиях повышенной антропогенной нагрузки на них от автомобильного транспорта; уточнении экологически обоснованного рационального размера придорожной полосы автодорог III-IV категории с разработкой приемов и способов оптимизации экологического состояния базовых компонентов агроэкосистем, основанных на различной сорбционной способности сельскохозяйственных культур.

По результатам выполнения работы разработаны рекомендации по оптимизации экологического состояния придорожных агроэкосистем ЦЧР, выявлены толерантные к токсикантам сорта и гибриды сельскохозяйственных культур, а также обладающие хорошими сорбционными свойствами. Предложены рекомендации по экологически обоснованному сокращению размеров придорожных полос с 50 до 25 м, а также планируется к изданию монография.

Область применения планируемых результатов: сельскохозяйственные предприятия.

Оценка воздействия автотранспорта и автодорог III-IV категории на придорожные агроэкосистемы позволит выявить ее наиболее уязвимые компоненты, рассчитать оптимальную ширину придорожного землеотвода, что позволит вовлечь в сельскохозяйственный оборот тысячи гектаров плодородных, не используемых в аграрном производстве,  транспортно удобно расположенных черноземов. За счет сорбционных способностей подобранных сельскохозяйственных культур возможно регулирование выноса токсикантов (тяжелых металлов) из придорожных агроэкосистем, оптимизируя экологическое состояние их базовых компонентов. Согласно принятым в России нормативам, придорожные полосы устанавливаются с каждой стороны придорожной полосы в зависимости от категории дорог шириной: для автомобильных дорог V категории – 25 м, IV и III категорий – 50 м, I-II категорий – 75 м (ФЗ -№257 от 8.11.2007). Экологически неблагоприятная ширина придорожной полосы автодорог III, IV категорий, по нашим исследованиям, может быть ограничена 25 м, остальная территория — активно использоваться в аграрном производстве.

Таким образом, с 1 погонного километра придорожной полосы хозяйства могут минимально получать 150-230 тысяч рублей прибыли дополнительно.

 

Исполнители:
ФГБОУ ВО Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

д.биол.н., профессор, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности и механизации животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции Высоцкая Е.А.